Статьи
05.05.11 / 17:18
Дайте жалобную книгу!

Наведут ли комиссии порядок в поликлиниках Орджоникидзевского района Екатеринбурга?

 

 

Удивительная метаморфоза: в конце апреля глава администрации Орджоникидзевского района Екатеринбурга Олег Лефтон и заведующий районным сектором здравоохранения Павел Елфимов с секундомером в руках проверяли работу регистратур территориальной поликлиники Екатеринбургского консультативно-диагностического центра и поликлиники ЦГБ ? 23. В результате проверки был зафиксирован, по меньшей мере, рекорд обслуживания пациентов: 55 секунд на человека! Выяснилось, что в тот день никто из больных не обслуживался в регистратуре более полутора минут!

 Какие могут быть комментарии к подобному эксперименту, а еще точнее, выражаясь современным языком, проведенному мониторингу?

Во-первых,  сотрудники регистратуры  в присутствии столь значительной комиссии, естественно, не  пили чай и не рассказывали друг другу анекдоты, а включили все свои внутренние резервы.  Как выяснилось, таковых  оказалось  немало: это и дополнительные окна обслуживания пациентов - в поликлинике ЦГБ ?23 вместо четырех окон  открылось аж целых семь! Это и дежурство администратора на уровне не ниже заведующего отделением в первой половине дня и на уровне старшей медицинской медсестры  во второй  половине дня (поликлиника Екатеринбургского консультативно-диагностического центра). И еще одна приятная новость: в предварительных очередях на запись к специалистам  пациентов стали оформлять не за две недели, а за целый месяц вперед!

Во-вторых, так и хочется обратиться к господину Лефтону и другим районным чиновникам от медицины с вопросом: «Где ж вы раньше были?  Почему с секундомерами в руках не явились в январе?» Ведь конец апреля -  это уже далеко не зима и в это время нет пика эпидемии гриппа, ОРВИ и других заболеваний, когда народ лавиной устремляется в больницы. Как правило, в апреле-мае очереди в районных поликлиниках значительно сокращаются, а летом  и совсем сходят на нет. Смешно устраивать в эту пору показательные «геройства».

В-третьих, как известно, в середине марта рано утром, без предупреждения медиков и чиновников, данные поликлиники посещал и свердловский губернатор Александр Мишарин. Во время своего посещения он зафиксировал очередь пациентов "длиною в коридор и два лестничных пролета", а из разговора с людьми выяснилось, что талоны к так называемым «узким специалистам» заканчиваются очень рано, что кроме длинного стояния в очереди в регистратуру еще уйму времени проведешь у двери кабинета врача, несмотря  на четко обозначенное время в талоне к доктору... В своем блоге в Интернете  губернатор написал: «Съездил без предупреждения в две больницы. Люди в очередях постоянно повторяют «бардак», «ужас», «издевательство». Будем наводить порядок. Срочно собираю совещание по здравоохранению. У нас в программе его модернизация, а тут такое. До 2015 года не так много времени».

Что сделал господин Лефтон после своего рейда в медучреждения, узнать не удалось. Наказан ли кто-то за волокиту? Обратился ли глава района в горздрав или минздравс каким-нибудь нужным ходатайством, чтобы навести порядок в медицинских заведениях своего района? Понятно, что обход больниц и выслушивание жалоб людей - дело не особо выгодное. Это не многомиллионное строительство дорог, ни дорогостоящие ремонты за счет бюджета, ни «золотое» благоустройство - уж в этих-то вопросах главе «Орджо» заниматься куда приятнее. Но ведь и от других сфер ответственности господина Лефтона пока никто не освобождал...

Очень хочется дать совет членам команды Олега Лефтона - начальникам медицины Орджоникидзевского района: достаньте-ка вы шапку-невидимку или другую похожую штуковину, чтобы незаметно подслушать разговоры пациентов у дверей кабинетов врачей. А если не получится, то просто притворитесь обычным больным,  да и выйдите в народ!

Корреспонденту «ВЕДОМОСТЕЙ Урал», который  посещал поликлинику Екатеринбургского консультативно-диагностического центра с целью поправки своего здоровья,  без особого труда удалось сделать несколько ценных наблюдений и выслушать всевозможные нарекания и просьбы.

- Где у них тут находится жалобная книга? Я бы в ней написал много чего...- кипятился на одном из приемов пожилой человек.

Действительно, почему в поликлинике отсутствует такая необходимая для подобных учреждений вещь, как книга жалоб и предложений или книга отзывов?  Ведь показатель работы медиков, а с другой стороны, в ней могут появиться весьма ценные советы и предложения, которые помогут тем же людям в белых халатах. Причем, желательно, чтобы в огромном здании   такая книга была не в единственном экземпляре, а в нескольких: скажем, в регистратуре, в кабинете старшей медсестры, в раздевалке и т.д.

Объективности ради надо отметить, что на первом этаже  поликлиники центра напротив регистратуры есть информация с указанием телефонов нескольких важных инстанций - минздрава Свердловской области, комитета по защите прав потребителей мэрии Екатеринбурга, облуправления Роспотребнадзора, главврача Екатеринбургского диагностического центра.

Скажу сразу: даже очень здоровому человеку понадобится много сил и терпения, чтобы оформить свою частную претензию в каждой из  указанных организаций. Например, автоответчик комитета по защите прав потребителей проинформирует вас о местоположении данного комитета, часах его работы и правилах предварительной записи на прием к специалистам. Позвонив по телефону представительства Роспотребнадзора,  вы услышите рекомендацию обратиться в   районное управление Роспотребнадзора. Скажите, кому понравится такая «отзывчивая» и «оперативная» служба помощи и содействия больным людям?

Удивительно, но факт: в наш век всеобщей компьютеризации, наверное, нигде так часто и с таким возмущением, как в очереди за талоном к врачу, не услышишь жалобы на... компьютер, который, выражаясь современным сленгом, «зависает»:  современная техника  капризничает, отказывается работать, изматывает нервы.

- Не было раньше в регистратурах компьютеров, а очередь куда быстрее двигалась: всего за несколько секунд выдавали талончик больному, - резонно ворчат уставшие в ожидании к заветному окошку пациенты.

 Но если бы все претензии возникали и исчезали только у окон регистратуры! Поднимитесь к кабинетам  врачей в восемь часов утра, как обозначено в официальном расписании, - и убедитесь, что редко какой эскулап решится начать прием именно в это время. Подавляющее большинство людей в белых халатах приступают к своим обязанностям как минимум на полчаса позже.

 - Я очень тороплюсь на работу, меня тоже будут ждать люди,  поэтому заранее попросила самый первый утренний талон. Как сейчас объяснить свое опоздание начальнику? - нервничает  у кабинета гастроэнтеролога женщина средних лет. Товарищи по несчастью  советуют ей в следующий раз брать талон на самое вечернее время.

Вроде бы и  правильный совет, а в перспективе может стать, к сожалению, напрасным. Не верьте глазам своим, когда в том же расписании, висящем на первом этаже поликлиники Екатеринбургского консультативно-диагностического центра,  окончание рабочего дня специалиста  обозначено в 19 час. Например, в кабинет сосудистого хирурга надо приходить не позже  шести вечера, иначе наткнетесь на закрытую дверь, несмотря на  вышеуказанное расписание.

Отдельная  и животрепещущая тема - прием пациентов строго по времени, указанном в талоне или в порядке так называемой «живой» очереди.  Каждый специалист от медицины здесь устанавливает свои правила игры и совершенно бесполезно доказывать, что «я пришел к обозначенному в талоне времени, а передо мной оказывается  еще пять человек!» Скажу только, что некоторые врачи дают на следующий прием пациенту свой рукописный талончик с обозначением временного интервала, скажем, «17-18 час». А фактически ваше ожидание, например, у кабинета невропатолога, может затянуться до восьми часов вечера!

Не будем заглядывать непосредственно в кабинеты докторов и подслушивать их беседы с пациентами. Здесь полным-полно своих трагикомических ситуаций, непонимания и обид.

Ведь недаром одна из пользователей Интернета так откликнулась на запись губернатора в его блоге о посещении обозначенных выше поликлиник: "Дорогой Александр Сергеевич, не лучше обстановка и в поликлинике на Московской 2 и в переулке Северном,  и везде.  Но не очереди самое больное. Высидев в них, приходишь как бы к врачам, которые как бы слушают, а потом доказывают тебе, что ты не болен:  или возраст, или погода, или выброс - причин-то вон сколько! Квалификации - ноль, ничего не читают, знаний нет. Современных методов лечения нет... Зрите, пожалуйста, в корень. А очередью, ремонтом или его отсутствием все и прикрываются».

Интересно и то, по какому пути могут пойти глава администрации Орджоникидзевского  района Лефтон и его команда, ответственная за развитие здравоохранения, чтобы дотошно измерить более сложную величину - качество медицинского обслуживания в подведомственных им поликлиниках? Градусами эмоций, количеством больничных листов, активностью  и уровнем проверяющих комиссий?

И все-таки,  господа доктора, будьте любезны, предоставьте нам, хворым и беззащитным, хотя бы жалобную книгу!

Лариса ПАВЛОВА
"ВЕДОМОСТИ Урал"

© 2011, "ВЕДОМОСТИ Урал"